Письмо МОН ДНР
«Рекомендации по готовности детей к школе»
ПопулярныйПоказатели познавательного развития ребенка:
Ребенок б лет
- имеет знания об окружающей природной среде той местности, где проживает:
распознает 3-5 (и более) видов деревьев, кустарников, травянистых растений, грибов, комнатных растений, ягод, овощей, фруктов, лекарственных растений;
знает название, строение растений, условия и место произрастания, понимает их значение в природе и жизни человека;
распознает животных своей местности: домашних, перелетных и зимующих птиц, диких зверей, домашних животных, беспозвоночных (черви, моллюски, раки, пауки, насекомые), пресноводных и аквариумных рыб, земноводных, пресмыкающихся. Знает название, строение и способ их жизни, интересные особенности поведения, их значение в природе и жизни человека;
знает свойства воздуха, воды, почвы, может объяснить их значение в природе и жизни человека;
знает, какие виды водоемов (реки, озера, моря) имеются в местности, где проживает, их название, значение в природе и жизни человека;
владеет элементарными правилами природопользования, безопасного поведения и имеет знания о явлениях природы;
знает времена года и их последовательность, может рассказать их характерные признаки; о соответствующих сезонных изменениях в природе, жизни животного мира и деятельности человека;
знает представителей животного и растительного мира других стран;
ориентируется на глобусе, карте, различает водное пространство (океаны) и сушу (материки);
- имеет элементарные представления о Космосе:
компоненты видимого космоса (луна, звезды, Солнце), невидимого (некоторые планеты, кометы, созвездие). Ознакомлен со средствами исследования Космоса человеком (телескопы, станции, космические корабли) и названиями профессий (космонавты, астронавты, астрономы);
классифицирует предметы ближайшего окружения (посуда, одежда, обувь, мебель, игрушки, бытовая техника, продукты питания и т.д.), знает их название, функциональное назначение/значение и способы действия/использования;
называет различных видах транспорта, сооружений, различает разные виды жилья;
- имеет знания о способах производства предметов быта (старинные, современные, рукотворные, промышленные предметы) и знает из какого сырья/ материалов они изготовлены (дерево, глина, стекло, металл, бумага, ткань, кожа, пластик, мех и т.д.);
- имеет представление о социальной среде (семья, род, дошкольное учебное заведение, школа, город, село, страна);
понимает понятие: родные, близкие, знакомые, чужие; младшие, сверстники, старшие, взрослые, старые;
владеет культурой отношений с различными категориями людей;
знает название города/ села, страны, в которой живет, столицы;
называет государственные символы (герб, гимн, флаг);
рассказывает о семейных праздниках, принимает активное участие в их подготовке, придерживается семейных традиций;
- имеет представление о других нациях и народах, знает названия 2-3 стран. Благосклонно относится к людям других национальностей. Проявляет миролюбие;
обладает наиболее доступными и необходимыми для развития социального опыта видами труда. Проявляет интерес к различным профессиям взрослых.
Показатели логико-математического развития:
- умеет считать в пределах первого десятка различными способами (счет количественный, порядковый, в прямом и обратном направлениях, счет от заданного числа);
- знает цифры в пределах 0-9, образует числа 1 -10 с единиц и из двух меньших чисел. Устанавливает числовое равенство, неравенство, определяет отношение «на сколько больше?», «на сколько меньше?», «поровну», «столько же»;
- решает простые арифметические и логические задачи и примеры, выполняет действия сложения и вычитания, использует знаки плюс (+), минус (-), равно (=), умеет их записывать;
- пользуется начальными логическими приемами, высказывается с помощью связок «и», «или», «если, то», «нет»;
- сравнивает предметы по высоте, весу, ширине, длине, толщине, общей величине, осуществляет классификацию по этим признакам;
- владеет знаниями об основных единицах измерения различных величин: длины (см), массы (кг), объем (л); имеет навыки измерения с помощью условной мерки;
- распознает геометрические фигуры, знает их название, свойства (плоскостные: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, многоугольник, объемные: шар, куб, цилиндр, конус);
- находит подобные формы в окружающих предметах, рисует /составляет предметы из различных геометрических фигур или определяет фигуры в заданном рисунка, узора и т.п.;
- ориентируется в расположении предметов в пространстве: вверху, внизу, слева, справа, спереди, сзади, посередине т.д.), определяет расстояние, используя понятия: далеко - близко, рядом - дальше;
- умеет определять расположение предметов относительно себя и любого предмета, размещать предметы на плоскости (на столе, в тетради);
- дифференцирует и правильно употребляет временные понятия: сегодня, завтра, вчера, сейчас, впоследствии, раньше, позже;
- владеет знаниями о единицах времени и их составляющих: минут, час, сутки (части суток - утро, день, вечер, ночь), неделя (названия дней недели и их последовательность), месяц (названия 12 месяцев и их последовательность), год (времена года - весна, лето, осень, зима);
- ориентируется во времени с помощью часов (в пределах получаса за циферблатом) и календаря, умеет ими пользоваться;
- использует логико-математические умения в повседневной жизни: умеет набрать номер телефона служб спасения;
- умеет пользоваться пультом телевизора/аудио - видеотехники;
- имеет элементарные навыки работы с компьютером;
- знает свой возраст, возраст папы, мамы и других членов семьи, знает дату рождения, адрес и номер квартиры.
Показатели речевого развития:
- обладает правильным звукопроизношением;
- регулирует дыхание и темп в процессе говорения;
- обладает силой, высотой, тембром голоса;
- понимает значение речи для человека;
- использует язык в различных целях;
- эффективно общается на родном языке;
- различает родной и чужой языки; проявляет интерес к ним;
- имеет сбалансированный словарный запас с каждой сфере жизнедеятельности;
- грамотно разговаривает, употребляет простые и сложные предложения;
- ведет диалог непринужденно, поддерживает разговор на предложенную тему;
- придерживается речевого этикета в общении;
- самостоятельно составляет монологические высказывания разных типов;
- получает удовольствие от чтения (взрослым и собственного);
- вольно пересказывает знакомые литературные произведения, содержание увиденного, рассказывает наизусть небольшие стихотворные произведения, составляет и отгадывает загадки;
- имеет представление о предложении, слове, слоге, звуке и букве как единицах речи, вычленяет их из речевого потока;
- владеет элементарными навыками работы со схемами предложения, составляющими и звуковыми схемами слов;
- имеет навыки звукового анализа простых слов;
- интересуется чтением, делает попытки читать;
- правильно сидит за столом, держит карандаш и ручку;
- ориентируется на странице книги, альбомы, тетради, в пределах ячейки и линий в тетрадях с линованной, печатной основой;
- координирует движения глаз и кисти руки и уверенно движется по плоскости, вдоль строки при выполнении графических заданий.